Любинский муниципальный район
Портал Правительства Омской области

Список МО > Администрация Любинского муниципального района > Администрация Любинского муниципального района > Информация > Краткая информация о районе

Станция Любинская (железная дорога)

Станция Любинская создана 1910 г. как часть Транссибирской железной дороги, и протяжении уже 100 лет выполняет важную транспортную задачу. Она стала образующим предприятием села Новолюбино...

здесь были: депо, кузня, клуб, амбулатория, роддом, начальная школа, баня, магазин и первая улица – Железнодорожная (бараки, которой остались до сих пор). Рабочие ж/д жили не только в посёлке, но и на разъездах и в ближайших деревнях. Около 2000 человек были связаны с ж/д (работники и члены их семей). Сегодня на железнодорожной станции действует более 10 самостоятельных структурных подразделений: отдел движения, служба пути, связь, вагонщики, тяговая подстанция, энергетики, депо, вокзал и другие. После сокращений на станции работает около 80-ти железнодорожников. Каждая служба отвечает за свой участок работы ж/д. Но задача одна: обеспечить бесперебойное и безаварийное движение поездов на Любинском участке ж/д., общее руководство за начальником станции. В разные годы это были:

1. Комаров Александр Пантелеевич 1940-1952гг.
2. Кузнецов Павел Васильевич 1953-1958гг.
3. Квитко Владимир Викторович 1959-1962гг.
4. Романов Александр Афанасьевич 1963-1973гг.
5. Новиков Иван Григорьевич 1974-1985гг.
6. Лупарев Владимир Андреевич 1986-1999гг.
7. Шевелева Татьяна Анатольевна 2000-….

Работа на ж \ д была сродни военной, форма, дисциплина, ответственность. В послевоенные годы много работало фронтовиков. В.А. Сысаров награжден 3 орденами «Красной Звезды», П.Ф. Поздниченко -2 орденами «Красной Звезды», И.Г.Новиков - орденом «Красной Звезды»,2 медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».
В 1950-е годы на станции стоял гарнизоном батальон железнодорожных войск в западной части поселка (улица Суворова), который проделал большую работу, были построены: 2 железнодорожный путь, в том числе ж/д. ветка на р.п. Красный Яр, дома для железнодорожников, контактная и тяговая подстанции для перевода железной дороги на электрическую тягу и другие объекты.
Маневровые паровозы появились на станции в 1953 году, и это было связано с увеличением направляемых грузов в Любинский район. Поступают сельскохозяйственная техника и удобрения, строительные материалы, товары для потребительской кооперации. В начале 1960-х гг. пошла электричка, что обеспечило надёжное сообщение с г. Омском, это сообщение остаётся востребованным и сегодня (работа, учеба и др.). До 1970-х гг. почта получала периодическую печать тоже почтовым поездом.

Холодкин Иван Афиногенович работал машинистом паровоза и тепловоза 28 лет (1953-1980гг), он вспоминает: «Паровозы были марки СО (Серго Орджоникидзе), на 50 км пути требовалось 20 кубов воды (набирали на станциях) и 7 тонн угля, а в бункер входило 20 тонн, то есть хватало на 150 км пути. Паровоз тянул 40-50 грузовых вагонов или 10-12 пассажирских со скоростью 40 км в час. Вместе со мной работали: машинисты Иван Назарович Григорьев, Виктор Степанович Краснолуцкий, Николай Иванович Калиниченко, помощники машиниста: Николай Андреевич Данильченко, Александр Селиверстович Евстигнеев, кочегар Сергей Романович Кулишкин и др. иногда помощник выполнял работу кочегара. В 1957 году нас с Григорьевым послали учиться на машинистов тепловозов и в 1960 году прислали маневровый тепловоз ТМ-2 (мощность 1200 лс, скорость 60-80 км/ч, дизельного топлива 6400 л хватало на 2-3 недели работы). Трудится стало легче, комфортнее, бригада стала 2 человека вместо 3 и не надо гонять в г. Омск так часто. На станции работало 4 бригады по 12 часов, дисциплина была строгая, носили обязательно форму с погонами и всё равно были ЧП. Не раз маневровый сходил с рельсов из-за не согласованных действий машиниста, стрелочника и дежурного по станции. Вызывали бригаду путейцев, которые меняли стрелочный остряк (рельс 4 м), а виноватые вызывались на «ковер». На станции был колокол. 2 удара означали – идет чётный пассажирский поезд из Москвы, 1 удар – нечетный на Москву. Радиосвязь появилась в 1960-е гг. Стоянка паровозов была 10-15 минут на заправку водой, за это время пассажиры бегали в ж/д буфет, в киоск на перроне или на базар, где местные хозяйки продавали молоко, лепёшки, варёную картошку, сало, огурцы и др. Все расходилось очень быстро.»
Людмила Яковлевна Савченко также вспоминает: «Я проработала в ж/д буфете 8 лет (1951-1959 гг.), он находился в левой части вокзала, был большой и круглосуточный. Военные эшелоны делали остановку по расписанию на 15 минут, мы это знали и накрывали несколько столиков (сейчас это назвали бы комплексный обед). Офицеры забегали, быстро съедали, оставляли деньги и бегом к поезду. Зимой на вокзале было жутко холодно, круглая печь, обитая железом не спасала. Однажды прожгла шаль, задремав ночью. Еще вокзал был центром новостей, люди ехали на восток и на запад, стоянки были длинные. Рассказов море, сколько жизненных историй я понаслышалась.»
За добросовестный труд награждены государственными наградами и званиями: бригадир пути Иван Лукашевич - орденом Ленина, дежурный по станции Иван Васильевич Савин – орденом Трудового Красного Знамени, дежурный по станции Анатолий Алексеевич Елисеев служил на станции 45 лет, в 1973г. ему присвоено звание «Почетный железнодорожник СССР» за безупречную службу и за предотвращение крушения фирменного поезда «Россия» «Москва-Владивосток». Дежурный заметил загоревшую буксу колеса, вагон был отцеплен, поезд пошел по расписанию. Сам Анатолий Алексеевич родился в д. Чулково, в семье железнодорожника, который тоже отработал на ж/д 40 лет. По его словам, в 1970гг. за смену 12 часов, проходило 60 поездов. Звание «Почетный железнодорожник» удостоен и дорожный мастер Владимир Васильевич Гольнев в 1995г. за безупречную работу, ранее награжденный именными часами от министра путей сообщения. В семье Гольневых четыре железнодорожника.. Жена Валентина Михайловна – техник, сыновья Евгений и Сергей – монтеры электросети, общий трудовой стаж 97 лет. Дежурным по ст. Любинская Николай Георгиевич Карамышев отработал 26 лет, а общий стаж на ж/д.- 46 лет, его сын Евгений- машинист тепловоза уже 20 лет, внук Максим – студент ОМГУПС по специальности «Вагоны».
Заслуженная трудовая династия семьи Голубевых. Основатель династии Андрей Демидович Голубев (1885 – 1973 годы жизни) был участником Первой Мировой войны, с 1918г. по 1956г. – 38 лет отдал работе на Любинской ж/д. Вспоминал, что в ноябре 1919 г. “ белые “ чуть его не убили, т. к отходя, они грабили дома и отбирали лошадей с санями, чему он сопротивлялся (имущество дорого досталось, а впереди нужда). Работал путевым рабочим, награжден в 1953г. орденом

Ленина и 2 медалями. Сын Родион работал дежурным по ст. Любинская, второй сын Виктор – проверял дефекты рельсов, дочь Анна (Арчубасова) 30 лет отработала стрелочницей. В 1945г. награждена медалью “За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.”, а в 1971 г. – орденом “ Знак Почета”. Дело старших продолжает уже четвёртое поколение Голубевых.
Среди ветеранов Любинской ж/д: начальник ЭЧК Илья Ильич Игнатович, с которым вместе работали братья Иван и Алексей. Дело отца Алексея Яковлевича Лысюка, начальника тяговой подстанции продолжает его сын Николай. Машиниста - отца Мякишева Михаила Ивановича заменил машинист - сын Борис Михайлович. Машинисты: Петр Васильевич Косарев, Сергей Николаевич Горев посвятил много стихотворений своей профессии; составители вагонов Иван Филиппович Вострухин и Андрей Михайлович Костюнин; кассиры В.И. Грижневич, Н.П. Сырьева, З.И. Беспалова, стрелочник С.И. Горланов.
Если в середине 1950 –х гг. железную дорогу перевели на электрическую тягу и построили 2 путь для беспрерывного функционирования железнодорожного транспорта, то в 2000 –х гг. происходит масштабный замен рельсов. Так рельсы 1950-70-х гг. были длинной 12,5 м. и ложились на деревянную шпалу, то сейчас плеть рельсов варят до 800 м. длиною перегона до сотен километров и укладывают на бетонную шпалу. Это называется «Бархатный путь». При этом экономится металл, обеспечивается плавность хода, увеличивается скорость, что даёт существенный экономический эффект. Это позволило вернуться к показателям 1970-х гг.- 120 пар поездов за сутки.
Конечно, не обходилось и без аварий:
1.1978 г. загорелось букса колеса у вагона – ресторана, колесная пара сошла с рельсов.
2.1980 г. на Любинской нефтебазе сошли с рельсов 2 цистерны, и произошёл разлив бензина.
3. 1988г. авария грузового поезда - бетонные плиты сорвались с вагона и повредили 50 м. ж/д. пути.

Автор: С. Горбачев.
 

версия для печати